Гиперответственность
Портрет гиперответственного человека:
1. Берет ответственность на себя, когда просят и когда не просят.
2. Знает, как лучше для других. Хорошо знает, что должны, что не должны делать другие люди.
3. Видит промахи и ошибки других, стремится помочь им исправиться. Свое поведение не замечает, влияние своих поступков на эмоциональное состояние других людей не осознает.
4. Действует из убеждения, что правильно, что неправильно. Глубоко убежден в своей правоте.
5. Создает идеальный образ, соответствует ему, верит, что все должны соответствовать его идеалу.
6. Мучает других сверхопекой и деспотическим давлением, превращаясь в тирана, но не осознает этого. Считает себя достойным, ответственным человеком.
7. Когда берет слишком много ответственности и не справляется, страдает, злится, но не жалуется, силой воли заставляет себя выполнить ответственное поручение.
8. Устает. Становится безрадостным, злым, замыкается, обвиняет других. Кажется, что другие не ценят его усилия.
9. Ему кажется, что вокруг него всегда много тех, кто нуждается в поддержке - слабые люди. Он берется за их воспитание, чувствуя свою силу и ценность. Ему нравится участвовать в судьбах других людей, приятно помогать другим, чувствуя свою значимость. От этого получает позитивные эмоции: благодарность, признание, радость,
Гиперответственность может нанести вред человеку!
У гиперответственного часто развиваются страхи и фобии из-за того, что он боится не справиться с ответственностью, показаться слабым, потерять признание и уважение.
В гиперответственных превращаются изначально честные, добрые, отзывчивые люди, которые стремятся быть хорошими и нужными для других, проявляют самые лучшие качества. Это люди с открытым характером. Они привыкли с детства отвечать не только за себя, но и за других. Часто это старшие дети в семье или единственный ребенок в неполной семье, который является смыслом жизни матери и воспитан в соответствии с высокими стандартами.
Такие люди чутко реагируют на все, что происходит вокруг, чувствуют свою причастность. Они часто перегружают себя, так как делают даже больше, чем нужно, а к психологу обращаются, когда нервное напряжение уже не поддается контролю, становится не выносимым. Такой человек не может отказаться от выполнения поручения, так как это будет свидетельствовать о его слабости, никчемности. На него возлагают ответственность и он берет ее … и еще берет и еще. У него нет представления, что можно отказаться.
Вроде это хорошо, что берет. Почему же ему так плохо? Потому что эта ответственность может быть выше способности выполнить ее. Возникает перегрузка. Человек, хронически перегруженный ответственностью, становится нервным, возникает страх не справиться. Тогда он начинает злиться на тех, кто возлагает на него ответственность или на того, за кого надо нести ответственность.
Ответственные люди часто попадают в ловушку: берутся за то, что трудно выполнимо, за что нет благодарности, что никто не в состоянии выполнить. «Если не буду брать, буду плохим в глазах окружающих. Возникнет чувство вины. Если возьму, то не справлюсь и тоже буду плохим. Опять чувство вины». Помогаешь плохо, не помогаешь плохо - двойная ловушка. Какой смысл что-то делать? Надо понять, что в двойной ловушке нет хорошего исхода, а хочется, чтоб вышло по-хорошему. Хорошо – понятие относительное. В данных обстоятельствах хорошее превращается в плохое. Помощь может принести вред. У человека есть представление, что такое хорошо, оторванное от реальности. Человек соответствует образу, невзирая на обстоятельства.
Чтобы не страдать от гиперответственности, надо научиться соизмерять возможности и ответственность, понимать, возможно ли в принципе выполнить поручение?
Обычно ответственный человек восклицает: если не я, то кто? Это другой вопрос, он касается других. Другие сами примут решение. Достаточно не брать на себя чужую ответственность.
Но как же не брать, когда все взоры обращены на тебя? Когда, кроме тебя никто не хочет брать ответственность? Когда люди ждут? Можно задать вопрос: а я хочу брать? И разрешить себе не брать, если не хочется. Надо принять решение только за себя. В этом помогает отказ от черно-белого мышления: беру-не беру.
Можно рассмотреть альтернативы:
- при каких обстоятельствах беру ответственность?
- какую часть ответственности беру?
- на какой срок?
- при каких условиях?
- каким образом буду помогать?
- при каких условиях однозначно не буду помогать?
Если вы не хотите брать ответственность, то не объясняйте, не доказывайте. Это бесполезно. Слушать не будут, цель окружающих – возложить на вас ответственность. Чем больше доказываете, тем больше они доказывают противоположное. Позвольте себе определить степень своего участия. Разделите ответственность, выйдите из образа «Идеальный Я», чтобы соответствовать своим истинным потребностям и своему настоящему «Я».
|